Центр «Мой бизнес» организовал встречу бизнес-омбудсмена совместно с руководителем Государственной инспекцией труда Карелии с предпринимателями и самозанятыми гражданами
15 мая в Центре «Мой бизнес Республики Карелия» состоялся семинар для субъектов малого и среднего предпринимательства и плательщиков налога на профессиональный доход на тему «Различия трудового договора и гражданско-правового договора (ГПХ). Особенности заключения договора с «самозанятым».
Бизнес-омбудсмен Республики Карелия Елена Гнётова выступила модератором мероприятия, пригласив в качестве спикера руководителя Государственной инспекции труда в Республике Карелия – главного государственного инспектора труда Татьяну Валерьевну Черечукину.
Участники семинара узнали, чем отличаются договор гражданско-правового характера (ГПХ), трудовой договор и договор с самозанятым лицом, а также какие признаки могут указывать на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми.
К признакам трудовых отношений, как отметила Татьяна Черечукина, относятся в том числе, минимальное количество штатных сотрудников при значительном количестве, привлеченных самозанятых; подчинение трудовому распорядку, режиму рабочего времени заказчика. Если в договоре с самозанятым прописано не разовое задание, а трудовая функция, а также установлена ежемесячная определенная сумма оплаты труда, а размер вознаграждения учитывается не за определенную работу или услугу, а за фактическое время работы, это также является признаком подмены трудовых отношений. Также будет усматриваться подмена трудовых отношений, если самозанятый вовлечён в производственную деятельность предприятия, ему обеспечены условия труда, предоставлены материалы, оборудование, место работы.
Как пояснила Татьяна Черечукина, плательщики налога на профессиональный доход не могут в рамках спецрежима для самозанятых сотрудничать со своими действующими работодателями, а также с компаниями и ИП, трудовые отношения с которыми прекратились менее двух лет назад.
Предпринимателей интересовал вопрос, какой договор необходимо оформлять при сотрудничестве с самозанятым, какие документы применяются в документообороте? Татьяна Черичукина пояснила, что с самозанятыми можно заключить только гражданско-правовой договор. Для таких исполнителей закон отдельную форму не предусматривает:
«Предметом отношений гражданско-правового договора между юридическим лицом и самозанятым, либо с физическим лицом является не наем труда, а выполнение подрядчиком конкретных работ, в рамках гражданского законодательства».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова добавила:
«Чек – это основной и единственный документ, который самозанятый обязан сформировать и предоставить заказчику. Чек подтверждает, что исполнитель получил вознаграждение, а заказчик на его основании учитывает расходы в составе затрат по УСН и налогу на прибыль. В то же время заказчик может использовать в документообороте Акт выполненных услуг или оказанных работ, счёт. Акт подтверждает гражданско-правовой характер отношений между сторонами и помогает обосновать правомерность принятия к учёту расходов на выплату вознаграждения самозанятому. Счет нужен заказчику для того, чтобы корректно составить платёжный документ, на основании которого самозанятому перечислят выплату».
Руководитель Государственной инспекции труда в Республике Карелия Татьяна Черечукина рассказала участникам встречи о такой форме взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, как профилактические мероприятия. Именно в рамках профилактических визитов ведомство может подробно разъяснить обязательные требования, рассказать о критериях и индикаторах риска. У работодателя имеется возможность задать инспекторам конкретные вопросы и получить полезные рекомендации, которые помогут в будушем правильно построить свою работу и избежать нарушений законодательства.
«Профилактический визит может проводиться как по инициативе трудовой инспекции, так и по инициативе контролируемого лица», -также подчеркнула Татьяна Валерьевна.
В заключение ведущие ответили на вопросы как очных, так и онлайн-участников семинара. Уполномоченным по защите прав предпринимателей Еленой Гнётовой после окончания мероприятия был организован личный прием субъектов бизнеса.
Поддержка предоставляется Центром «Мой бизнес» Республики Карелия в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализуемого по решению Президента России Владимира Путина.
15 мая в Центре «Мой бизнес Республики Карелия» состоялся семинар для субъектов малого и среднего предпринимательства и плательщиков налога на профессиональный доход на тему «Различия трудового договора и гражданско-правового договора (ГПХ). Особенности заключения договора с «самозанятым».
Бизнес-омбудсмен Республики Карелия Елена Гнётова выступила модератором мероприятия, пригласив в качестве спикера руководителя Государственной инспекции труда в Республике Карелия – главного государственного инспектора труда Татьяну Валерьевну Черечукину.
Участники семинара узнали, чем отличаются договор гражданско-правового характера (ГПХ), трудовой договор и договор с самозанятым лицом, а также какие признаки могут указывать на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми.
К признакам трудовых отношений, как отметила Татьяна Черечукина, относятся в том числе, минимальное количество штатных сотрудников при значительном количестве, привлеченных самозанятых; подчинение трудовому распорядку, режиму рабочего времени заказчика. Если в договоре с самозанятым прописано не разовое задание, а трудовая функция, а также установлена ежемесячная определенная сумма оплаты труда, а размер вознаграждения учитывается не за определенную работу или услугу, а за фактическое время работы, это также является признаком подмены трудовых отношений. Также будет усматриваться подмена трудовых отношений, если самозанятый вовлечён в производственную деятельность предприятия, ему обеспечены условия труда, предоставлены материалы, оборудование, место работы.
Как пояснила Татьяна Черечукина, плательщики налога на профессиональный доход не могут в рамках спецрежима для самозанятых сотрудничать со своими действующими работодателями, а также с компаниями и ИП, трудовые отношения с которыми прекратились менее двух лет назад.
Предпринимателей интересовал вопрос, какой договор необходимо оформлять при сотрудничестве с самозанятым, какие документы применяются в документообороте? Татьяна Черичукина пояснила, что с самозанятыми можно заключить только гражданско-правовой договор. Для таких исполнителей закон отдельную форму не предусматривает:
«Предметом отношений гражданско-правового договора между юридическим лицом и самозанятым, либо с физическим лицом является не наем труда, а выполнение подрядчиком конкретных работ, в рамках гражданского законодательства».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова добавила:
«Чек – это основной и единственный документ, который самозанятый обязан сформировать и предоставить заказчику. Чек подтверждает, что исполнитель получил вознаграждение, а заказчик на его основании учитывает расходы в составе затрат по УСН и налогу на прибыль. В то же время заказчик может использовать в документообороте Акт выполненных услуг или оказанных работ, счёт. Акт подтверждает гражданско-правовой характер отношений между сторонами и помогает обосновать правомерность принятия к учёту расходов на выплату вознаграждения самозанятому. Счет нужен заказчику для того, чтобы корректно составить платёжный документ, на основании которого самозанятому перечислят выплату».
Руководитель Государственной инспекции труда в Республике Карелия Татьяна Черечукина рассказала участникам встречи о такой форме взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, как профилактические мероприятия. Именно в рамках профилактических визитов ведомство может подробно разъяснить обязательные требования, рассказать о критериях и индикаторах риска. У работодателя имеется возможность задать инспекторам конкретные вопросы и получить полезные рекомендации, которые помогут в будушем правильно построить свою работу и избежать нарушений законодательства.
«Профилактический визит может проводиться как по инициативе трудовой инспекции, так и по инициативе контролируемого лица», -также подчеркнула Татьяна Валерьевна.
В заключение ведущие ответили на вопросы как очных, так и онлайн-участников семинара. Уполномоченным по защите прав предпринимателей Еленой Гнётовой после окончания мероприятия был организован личный прием субъектов бизнеса.
Поддержка предоставляется Центром «Мой бизнес» Республики Карелия в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализуемого по решению Президента России Владимира Путина.